№ 1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки :
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помоги прочитать следующий текст.
№ 2. С помощью флажковой азбуки (рис. 1.3) зашифруйте фразу «Учение да труд к славе ведут».
№ 3 С помощью флажковой азбуки (рис. 1.3) запишите свое имя и фамилию.
№ 4. Дана кодовая таблица азбуки Морзе (рис. 1.5).
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?
№ 5. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
№ 6. Закодируйте с помощью азбуки Морзе свое имя и фамилию.
№ 7. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 4 6 15 1. Как зовут мальчика?
№ 8. Зашифрованная пословица.
Чтобы рубить дрова, нужен 14, 2, 3, 2, 7, а чтобы полить огород – 10, 4, 5, 1, 6.
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу — это 12, 13
А теперь прочитайте пословицу: 1, 2, 3, 4, 5, 1, 6
7, 8, 9, 10, 11
9, 4, 7, 4, 13, 12, 14
№ 9. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ. Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков?
№ 10. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода — номер строки, вторая — номер столбца)
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
№ 11. Используя кодировочную таблицу на рис. 1.6, расшифруйте текст: 26211640360304054036121603040040.
№ 12. Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с ее помощью свой домашний адрес.
№ 13. Шифры замены. Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы .
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
№ 14. Используя кодировочную таблицу, приведенную на рис. 1.7, зашифруйте свое имя и фамилию.
№ 15. Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется идущей после нее с некоторым сдвигом буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Пусть этот сдвиг равен 3. Используя этот шифр, зашифруйте слова: ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
№ 16. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря (см. задачу № 15).
№ 17. Шифр Виженера. Этот шифр представляет собой шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191ит. д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.
№ 18. Слово НССРХПЛСГХСА получено с помощью шифра Виже-нера (см. задачу № 17) с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово.
№ 19. Шифр перестановки. Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу. Восстановите слова и определите правило перестановки: ЛБКО, ЕРАВШН, УМЫЗАК, АШНРРИ, РКДЕТИ.
№ 20. Зашифруйте по правилу из задачи № 19 слова: ИНФОРМАЦИЯ, ПРАВИЛА, АЛГОРИТМ.
№ 21. Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.
№ 22. Какому или каким из перечисленных ниже слов соответствует код Х0:$=+0=? Слова: ОРНАМЕНТ, ДОМИНИОН, РИФЛЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, СМЕКАЛКА.
№ 23. Задано правило кодирования: после каждой гласной буквы вставляется буква А, а после согласной — Т. Расшифруйте слова: ИАНТФТОАРТМТААТТИАКТАА, ПТРТИАНТТТЕАРТ.
№ 24. Угадайте правило шифровки и расшифруйте слова: ТКАФЕТРА, ТКНИТСНИ, ТИЦАРТНА, ЛАНИГИРО.
№ 25. Пользуясь правилом из задачи № 24, зашифруйте фразу: ИНФОРМАТИКА — ЭТО НАУКА О СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ПЕРЕДАЧИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
№ 26. Определите правило шифровки и расшифруйте слова:
АКРОЛДИИТРБОФВНАЗНГИЦЕШ,
ЩИКНГФЗОЕРУМЦАЫЦГИХИ
№ 27. Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа. В результате сбоя при передаче информации приемником принята символьная последовательность: ПРРРАОССПТОО. Какое осмысленное сообщение передавалось?
|